История завода

Image

Природно-климатические условия Ферганской долины, богатые минерально- сырьевые источники, трудовой потенциал явились предпосылкой создания нефтеперерабатывающей промышленности в Узбекистане.

Предыстория развития нефтеперерабатывающей промышленности в Средне-Азиатском регионе начиналась в 1868 году, когда русскими промышленниками Федоровым, Хлудовым, Захо, Громовым и др. были предприняты первые попытки разработки нефтяных месторождений в Ферганской долине, которые по нескольким причинам были остановлены.

Позднее российские предприниматели пытались разработать месторождения нефти, и только в 1904 году открыты нефтяные скважины, добыча нефти из которых, была настолько продуктивной, что назрел вопрос о строительстве собственного нефтеперегонного завода.

В этом же году под руководством инженера путей сообщения А.Н. Ковалевского было начато строительство Ванновского нефтеперегонного завода.

Image

В 1906 году был введен в эксплуатацию Ванновский нефтеперегонный завод (ныне Алты-Арыкский НПЗ), который в настоящее время является подразделением Ферганского НПЗ.

Строительство Ферганского нефтеперерабатывающего завода диктовалось необходимостью создания на месте потребления своей собственной нефтеперерабатывающей отрасли, а также продолжения развития промышленности и транспорта в целом по всему Среднеазиатскому региону. Задача приближения промышленности к источникам сырья, топлива к регионам потребления решалась строительством, нефтеперерабатывающего завода вблизи Ферганы. Бесперебойное его функционирование предотвращало разрыв между потребностью районов Средней Азии и Казахстана в нефтепродуктах, ранее завозимых извне, исключало дальние их перевозки и связанные c этим излишние эксплуатационные и капитальные затраты.

26 июня 1958 года первая установка ЭЛOУ (электрообессоливающая установка) была введена в эксплуатацию. Первая технологическая установка атмосферно-вакуумной перегонки нефти ABT-1 была введена в действие в начале 1959 года

27 января 1959 года принято считать днем рождения Ферганского нефтеперерабатывающего завода.

B дальнейшем для увеличения глубины переработки нефти и для очистки нефтепродуктов, a также для выработки сопутствующих компонентов в разные годы на заводе были введены в эксплуатацию следующие установки:

  • Установки каталитического реформирования бензинов типа Л 35-11/300, ЛЧ 35-11/600 c 1965 по 1978 годы;
  • Установка экстракционно-азеотропной перегонки типа 35/2 в 1964 году;
  • Установки деасфальтизации гудрона пропаном типа 36/1, 36/Зм, 36/5 c 1960 по 1969 годы;
  • Установки селективной очистки масел типа 37/1, 37/2, A - 37/1, A - 37/3 c 1960 по 1966 годы;
  • Установки дeпapaфинизaции масел типа 39/1, 39/6, 39/7-1, 39/7-2, 39/8 с1961 пo 1969 гoды;
  • Установка контактной доочистки масел типа 42/2M в 1961 году;
  • Установка гидpoдooчиcтки масел Г-24 в 1966 году;
  • Вакуумная концентрационная установка типа 44 в 1961 году;
  • Установка производства парафина типа 40/2 в 1964 году;
  • Установка производства битума типа 19/3 в 1960 году;
  • Установки замедленного коксования (УЗK) 21-10/300, 21-10/600 c 1964 по 1975 годы;
  • Прокалка нефтяного кокса (ПHK) в 1987 году;
  • Установка производства этана в 1968 году;
  • Установки первичной переработки нефти и газоконденсата типа ЭЛOУ-ABT-1, ЭЛOУ- ABT-2, ЭЛOУ-ABT-3, ЭЛOУ-ABT-4, AT-5 c 1959 по 1994 годы;
  • Установка производства высококачественного азота (PSA) в 1999 году и т. д.

В связи с переходом Ферганского НПЗ в 1995 году на местное сырье с высоким содержанием сернистых соединений перед заводом возникла задача по сохранению ассортимента и качества ранее выпускаемой продукции, а также освоения новых современных технологий, направленных на выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Учитывая особенности перера6отки высокосернистого сырья, Кабинет Министров Республики Узбекистан Постановлением за № 397 от 12.11.1996 г. в рамках инвестиционной программы с привлечением европейского банка реконструкции и развития ЕБРР и ЭКСИМ банка (Япония) дал направление на осуществление реконструкции Ферганского НПЗ с целью обеспечения качества светлых нефтепродуктов соответствующих требованиям мировых стандартов и улучшения экологической обстановки.

Проект реконструкции осуществлялся японскими компаниями "Мицуи" и "Тойо Инжиниринг" с объемом финансирования более 200,0 млн. долларов США.

С пуском в августе 1999 года в эксплуатацию Комплекса гидродесульфуризации дизельного топлива (ГДС), наряду с получением высококачественного дизельного топлива (содержание серы не более 0,5%) решился вопрос сокращения вредных веществ в окружающую среду путем строительства сопутствующего объекта ГДС установки получения элементарной серы.

Извлекаемая из дизельного топлива техническая сера пользуется спросом в химической промышленности и в сельском хозяйстве.

Современная техника из года в год предъявляет все более жесткие требования к эксплуатационным свойствам нефтепродуктов и Ферганский НПЗ не останавливается на достигнутом, на нашем предприятии постоянно ведутся разработки по совершенствованию качества топлив и моторных масел.

За последние годы освоен выпуск моторных масел класса Д и Е. Они успешно прошли испытания и на них получены допуски на производство и применение. Это дизельные моторные масла М-8ДМ, М-10ДМ, М 14ДМ.

Помимо этого, на Ферганском НПЗ намечено освоение новых высококачественных моторных масел серии "Ферганол":

  • М-5з/14 -Е1/Д2 (SAE 15W 40SG/CD по АРI)
  • М-6з/20-Е1/Д2 (SAE 20W-50SG/CD по АРI)
  • М-5з/14-Е (SAE 15W-40CF-4/SG по АРI)
  • М-6з/20-Е (SAE 20W-50CF-4/SG по API)
  • М-5з/14-Д1/Г2 (SAE 15W-40SF/СС по API)
  • М-6з/14-Д1/Г2 (SAE 20W-40SF/СС по АРI)
  • М-6з/20-Д1/Г2 (SAE 20W-50SF/СС по АРI)

История товарного знака на ФНПЗ

История товарного знака на ФНПЗ

Товарный знак (знак обслуживания) – это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров и услуг одних физических и юридических лиц от однородных товаров и услуг других физических и юридических лиц.

1993 год. Первый товарный знак.
Первое свидетельство на товарный знак было зарегистрировано в Государственном реестре в 1993 году 9 июня за №33 в отношении следующих товаров и услуг:

класса 4 – свечи хозяйственные, воск защитный, парафины, бензин, керосин, топливо, масла, коксы, присадки, газы топливные;

класса 19 – битум.

Товарный знак «Черная капля» ассоциируется с нефтью, переработкой и получением нефтепродуктов. Данный товарный знак действовал с 1993 по 2016 года, в течение 23 лет.

2020 год. Новый товарный знак.

В соответствии с  Законом Республики Узбекистан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и   Правилами составления, 08.07.2020 года в Агентство по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан со стороны ООО «Ферганский НПЗ» была подана заявка на регистрацию товарного знака и знака обслуживания.

После прохождения экспертизы заявленного обозначения Агентством по интеллектуальной собственности при министерстве юстиции Республики Узбекистан свидетельство на товарный знак было зарегистрировано в государственном реестре 4 мая 2021 года за №MGU 40345 в отношении следующих товаров и услуг:

класс 1 – сера техническая; толуол;

класс 4 – бензины автомобильные неэтилированные; топливо для реактивных двигателей; топливо дизельное; мазут; газы углеводородные сжиженные; технические масла и смазки; смазочные материалы; кокс;

класс 19 – битумы;

класс 40 – переработка нефти, газового конденсата и углеводородного сырья.

В соответствии с законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», который введен в действие 22 сентября 2001 года, правовая охрана товарного знака в Узбекистане предоставляется только после его официальной регистрации.

ООО «Ферганский НПЗ»
150106, Республика Узбекистан,
Ферганская область, город Фергана,

ул.Саноат 240

Тел: (+99873) 229-45-19
Факс: (+99873) 229-45-76
е-mail: info@fnpz.uz
Тел. доверия: (+99899) 810-83-84,
47-17 (для сотрудников завода)

ФНПЗ © 2021

Все права защищены.

ВНИМАНИЕ! Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её (горячие клавиши ctrl + enter) для отправки уведомления администрации.

Система Orphus